да из меня хреновый месильщик) я просто считаю как - не мешай машине ехать, на жиге это 2я передача, на ниве думаю, 2я пониженная, но надо потренироваться, пока опыта мало, главное, не допустить буксования колес. Если машина уже сопротивляется, а дорожные условия не улучшаются, то лучше сдать назад, выйти и подумать, а ломиться ли на пролом, или поискать другой путь, если это возможно пока машина еще не лежит на пузе (мостах) ненужное зачеркнуть. Ну, в каждом конкретном случае надо смотреть. Ситуации разные бывают. А вот на счёт луж у меня стойкой предубеждение: видишь лужу, если раньше тут не ездил - остановись, выйди и померяй сапогами. Естественно, это в лесу. Просто под той же Бычихой есть места - с одной стороны Уралом протоптано, аж до колена и выше, а с другой стороны лужи мелко, что на недоприводе проехать без проблем (и проезжали). Ну как-то так думаю)