Друзья, есть предложение сделать доброе дело и немного покататься. Волею судеб я взялся за организацию мероприятия. Ситуация следующая:
Есть в Кологриве храм. Настоятель его, отец Алексий, нуждается в помощи. Княжая пустынь относится к его сфере ответственности. Место достаточно отдаленное, дорога непростая, многие идут пешком. Старики и старушки, женщины и дети. Дабы паломники, посещающие Пустынь, могли отдохнуть, переждать непогоду, да и просто побыть подольше, нужно жилье. Местный предприниматель, Николай, подарил сруб, готов его туда доставить вместе с обрешеткой и стропилами крыши. Нужно собрать.
Что же это за Пустынь?
"...Много легенд и преданий существует на межевской земле. Людская память бережно хранит их и передает из поколения в поколение.
Есть у нас место, окутанное легендами и тайнами. Это наша святыня - Княжая Пустынь.
Уже само по себе это место необычно для нашей равнинной местности. Пустынь расположена на высоком холме в 5 километрах от пос. Советский. С холма почти двухсотметровой высоты взору открывается неоглядная даль, зеленое море тайги, а прямо под ногами у подножия холма струится речка с красивым названием «Княжая», в которую со страшной крутизны и обрывается склон холма.
«Пустынь» означает уединенное место, обитель, одинокое жилье. Во времена правления Алексея Михайловича, когда начала реформироваться церковь, старообрядцы, спасая свою веру, стали селиться в глухих местах. Вот и в Пустыни поселился старец-отшельник. Постепенно здесь на вершине холма возникла деревня. Еще одно историческое событие связано с Пустынью, а именно: восстание под предводительством Стеньки Разина. Михаил Базанков в своем произведении “Лесная быль” описывает сей исторический момент. Сюда, в верховья Унжи, с давних пор прибивался обездоленный люд. Занимались земледелием на подсечных землях, ловили рыбу, охотились на зверье. До Кологрива рукой подать - ездили туда торговать тем, что припасли. А из Кологрива можно уплыть и дальше. Все бы ничего, но терпели со стороны помещиков жуткие притеснения и гнет. Вот и восстали. Как раз к Кологриву через Пустынь после поражения у Макарьева в 1670 г. и двигался разинский отряд в составе 400 конных и 300 пеших с пятью пестрядными знаменами под предводительством Илейки Пономарева для поддержки взбунтовавшихся крестьян. (Это подтверждается и в книге Соловьева “Степан Разин и его время”.) Чтобы подавить бунтарский дух и был основан в 1719 году монастырь в Княжой Пустыни. Как было указано - “для успокоения умов”. Основатель монастыря Цизарев Игнатий Фомич, то ли помещик, то ли купец из г. Кологрива. На этот счет в народе сохранилась легенда. Охотился Игнатий Фомич в этих местах, над одной из осин привиделся ему лик Успенской Божьей Матери. И дал он зарок поставить монастырь. Слово он свое сдержал и на его средства был в 1719 году построен женский монастырь.
В 1762 г. неподалеку от монастыря была построена деревянная церковь. В этом же году по ходатайству верующих приход церкви был узаконен, а монастырь закрыт. Обслуживала церковь 10 селений. Стоит она и по сей день. Кстати, надо заметить, что построена она без единого гвоздя. В настоящее время находится под охраной государства, как памятник старины.
В 1842 г. на средства родственников Цизарева рядом с деревянной была построена двухэтажная каменная церковь в честь Успения Святой Богородицы. Руководила строительством Анастасия Микулина - потомок Цизарева, она и была основной вкладчицей.
Церковь имела три престола:
Главный Успенский престол;
Николая Чудотворца;
Александра Невского (причисленного к тому времени к лику святых).
Про внутреннее убранство церквей никаких сведений не сохранилось. Зато на территории церкви были устроены деревянные торговые лавки, построен дом, где могли остановиться на ночлег прихожане, а позднее была выстроена школа для детей всей округи.
Деревянная и каменная церкви находятся рядом. Кладбище при них существует до сих пор. У стены деревянной церкви сохранились две чугунные плиты. Надпись на одной их них гласит: “Здесь покоится тело крестьянина Луки Васильева, которым принесено распятие животворящего креста Господня из обители Свято-Афонской горы в 1867 году, скончавшегося 24 июля 1887 года, 50 лет от роду. Н-Новгород, з-д Дурбажева”.
На другой плите: “Здесь погребено тело священника Николая Андреевича Троицкого, скончавшегося после продолжительной болезни 4 февраля 1912 года на 74 году от рождения, прослужившего при сем храме 16 лет и 10 месяцев. Господи, прими дух мой с миром”. Жива и тропинка, проложенная верующими к “Святому источнику”. Между церквами и вокруг них проходила липовая аллея, отдельные деревья сохранились и по сей день. Долгое время между церквами стоял большой липовый пень, весь погрызенный паломниками: люди грызли эту липу, т.к. считали, что это снимает зубную боль и укрепляет зубы, десны. А для снятия грехов, лечения поясницы (радикулита и других подобных ему болезней тогда не знали!) носили верующие камни от реки на верх холма, куда и с пустыми-то руками взобраться – мука смертная!
Примечательно, что когда в Пустыни жили люди, то ни у одного из домов не было бани, нет в деревне и ни одного колодца. Связано это с тем, что нигде по всей вершине холма нет воды. За водой люди ходили вниз, почти к подножию холма, к Святому потоку. Баня и пекарня были построены на берегу р.Княжой.
Что же это за Святой поток, к которому до сих пор идут паломники? Чем же он свят? Святой поток (святой колодец) – это ручей, рождающийся из 3-х родников, два из которых бьют всего в каких-то 7-8 метрах друг от друга, а третий находится выше по склону. От него в сторону первых двух бежит маленький ручеек. Вода в родниках холодная, а на вкус во всех разная. Самой хорошей и даже целебной считается вода из среднего родника, в котором бьют, шевелят песок и мелкие камушки более десятка маленьких живчиков-родничков. Это “Старый поток”, которым, очевидно, и пользовались как основным, легкодоступным первые поселенцы и их потомки. Два других – “Новый” на ручье Шумиха и третий - «Безымянный» более удалены от поселения и не так часто посещаемы как “Старый поток”.
В настоящее время работники Межевского лесхоза обустроили его, построив павильон (беседку), мостик и дощатые тротуары – подходы к нему и родникам, лестницу с перилами. Старожилы этих мест рассказывали, что временами вода в роднике светится какими-то блестками. Однако серьезным изучением этих мест и, в частности, состава воды, никто не занимался, но, вероятно, вода содержит большое количество серебра, долго хранится и обладает лечебными свойствами.
Церковь работала до 1936 года. Во время коллективизации в Пустыни был организован колхоз “Трудовик”. В середине 50-х годов начал строиться поселок Советский, стали заниматься лесозаготовкой. Деревня опустела, разъехались люди. Но привлекают эти места путешественников. Да собираются в нечастые родительские дни на здешнем кладбище потомки бывших жителей Пустыни, чтобы помянуть родных, оставшихся в этой земле...."
В интернете много и других интересных историй и легенд.
Юридически Пустынь относится к Кологривскому району, но ехать лучше через Межевской. До Николы идет неплохой асфальт, а дальше накатанный грейдер до поселка Советский. Мост в Советском не сохранился, придется форсировать брод. На момент моего посещения глубина - выше колена. Потом около 5 км лесной и полевой дороги.
В сухую погоду, думаю, можно проехать и на Жигулях, а вот в дожди придется нелегко подготовленным внедорожникам, благодаря перепадам высот и глинистой почве.
Деревянная церковь практически утрачена, а вот кирпичную отец Алексий хочет восстановить. Это еще одно из назначений дома - приютить в дальнейшем рабочих.
Лично для меня самым удивительным оказалось посещение источников. За считанные минуты в купели, прошли стертые и покусанные ноги, весь зуд и боль растворились в никуда. А 2 ведра воды вылитые на голову, убрали усталость и тяжесть. Ничего подобного раньше не испытывал.
Изначально клич был брошен на ТАМовском форуме:
http://forum.tvr-club.ru/viewtopic.php?f=12&t=220Желающих много, но в выбранные даты могут поехать не все, пока нас 11 человек.
Кто хочет поучаствовать, присоединяйтесь! Задавайте вопросы, буду отвечать.
Даты основных работ: 13-14 сентября, нужно скатать сруб и накрыть крышей.