Все-таки УнжЛАГ странный зверь…
Был там два раза. Когда уезжал во второй раз был полностью уверен, что это последний – всё, что там можно было увидеть, я увидел, где хотел побывать – побывал.
Нет. Не везде, не всё, не последний…
Любое упоминание в сети вызывает жгучий интерес, любая фотка – желание увидеть это снова своими глазами. И, что самое интересное, жизнь постоянно как бы намекает и подначивает: «Всё видел, везде был? А вот такую карту глянь-ка;)». И я такой рот раскрыл и думаю «@#^%$... вот где эта карта раньше была? Её так не хватало при подготовке прошлого маршрута!». А потом в сети на очередной отчёт натыкаюсь и по новой… Новые сведения, новые карты, треки…
Так уже сложилось, что в УнжЛАГ по разу практически никто не ездит. Не знаю почему. Если кто мне объяснит это с точки зрения физики, математики, философии или ещё какой науки – буду премного благодарен.
Практически все известные мне на данный момент экспедиции рано или поздно повторяются. Ездит Нижний Новгород, ездит Казань, Кострома вот тоже поезживает
. Ездят клубами, просто дружными компаниями. Ездят на машинах, велосипедах, ходят пешком.
В конце мая 2010 на нашем клубном форуме подняли тему с предложением повторить экспедицию в УнжЛАГ. После первой экспедиции я периодически возвращался к теме сбора информации по Унжлагу, а теперь работа закипела с новой силой. Гуглил, читал, смотрел, сравнивал… В общем, месяц подготовки не прошёл даром.
В начале июля наша дружная компания из около полутора десятков единиц техники двинулась в Макарьев на переправу.
Поездку в этом году готовили гораздо серьёзней, чем в прошлом. Планировали прям такую Экспедицию с большой буквы «Э»
С намёткой маршрутов для каждой группы, большой бумажной картой, памятными табличка для установки в местах, где раньше были лагеря. Волевым усилием разделили всю дружную компанию на три группы по ~5 машин. Наметили маршрут, проверили наличие необходимого оборудования в каждой группе, назначили время и место встречи с запасом на возможность помощи в эвакуации… В общем, всё серьёзно
Сразу, кстати, хочу отметить, что такая дотошность дала свои плоды. Не было панического метания по округе в поисках отставших, все группы вышли к точке встречи в назначенное время – ведущим «зачод».
Состав групп был такой:
Группа RideMan’а: Pajero 2 33 Mud лебёдка Нива 27 Mud Нива 29 Mud Нива 29 Mud Шнива 29 Mud лебёдка | | Группа AK-79: Tager 32 Mud Pajero 1 33 Mud лебёдка MPS 32 Mud лебёдка Asia 29 Mud Jeep Шырокий 33 Mud Квадрик | | Группа OgnePtaX: Шнива 28 AT Нива 29 Mud УАЗ 33 Mud лебёдка Нива 29 ХЗ (Кама Пилигрим) Бухань 36 Mud лебёдка |
Я был в группе OgnePtaX, потому далее рассказ будет именно про приключения этой группы.
Традиционно наша экспедиция стартует из посёлка Тимошино Макарьевского района Костромской области. Попасть в этот посёлок можно только переправившись через р. Унжа на пароме. В районе Макарьева существует две паромные переправы – в самом Макарьеве и в д. Горчуха. Паром – главное связующее звено, между большой землёй и жителями деревень за рекой. Не даром, даже в самом Макарьеве говорят, что Тимошино – как будто отдельная республика.
Места и правда глухие и дикие. Встречаются следы диких зверей, а иногда и сами звери. В общем, для «мест не столь отдалённых» самое оно.
Наш путь из Тимошино лежит на юго-запад, в направлении Большой и Малой Торзати.
Первая цель – Академстрой. По пути проезжаем деревню Елховка. Деревня давно не жилая, но кое-что сохранилось.
Продвигаясь дальше к Академстрою находим немного артефактов:
Вот и Академстрой. К сожалению никакой информации про этот лагпункт нет. Почему такое название? Что происходило в этом районе – неизвестно. Остались лишь развалины.
Вот такая неведомая хрень была найдена в окрестностях. Похоже на кабину. Стёкла вставлены при помощи деревянного штапика.
Из земли торчит множество железяк непонятного назначения.
Выкапывать не решились… Даже не знаю, стоит ли ворошить прошлое…
Дальше делаем попытку проехать к 14-му лагпункту.
Попытка успехом не увенчалась, но мы сильно и не усердствовали, а зря. Как выяснилось позже, именно в том месте должны находиться основные постройки лагпункта, а вовсе не в том Академстрое, что мы нашли… Печально. Не иначе, поедем в третий раз
Планов и точек интереса впереди была масса и мы двинулись дальше. Потеряли два часа на латание мостика через р. Суборная.
Как было:
Как стало:
Потихоньку, перебрались все. Сложнее всего было УАЗикам – у них колея пошире. Шли буквально на грани срыва.
Дальше вышли на лесовозную дорогу. Тут Бухантер захандрил и отказывался ехать, а пока ребята лечились, мы осматривали окрестности.
Было очень удивительно найти в лесу, в дали от жилых мест памятник кому-то.
Проблема оказалась небольшая (слетел центральный провод с распределителя зажигания) и быстроустранимая. Когда буханка завелась, все с облегчением выдохнули
(ибо тащить её на лямке было неизвестно куда и неизвестно через какие бибиня) и двинулись дальше покорять УнжЛАГ.
Нашли отворот, который должен был привести нас к 9-му лаг.пункту. Около дороги обнаружили колёсную пару от «чего-то»:
На улице начинало темнеть, пора было становиться на ужин и ночёвку. Попытались было пробиться к лаг.пункту, но не доезжая каких-то 500-600 метров до намеченной точки снова упёрлись в болото. Побегали в потёмках по лесу, поискали объезд и решили возвращаться на лесовозку для ночёвки. Все были голодные и злые
, потому о пешем ночном вояже до лагпункта я даже не заикался. Карта сулила вторую возможность зайти на эту точку – с юга.
Ужин был быстрый, т.к. все довольно сильно укатались за первый день экспедиции. Кушать и спать.
Утро. Собираемся, быстренько завтракаем, укладываем шмурдяк и в дальше на запад по лесовозке.
Туда, в даль:
А приехали мы оттуда с востока:
Первые километры нового дня лёгкие, разминочные
Далее, один раз ошибившись с поворотом, находим нужные и идём на лаг.пункт №4.
Тут уже приходиться в который раз доставать бензу и пилить поваленные деревья.
При выборе траектории часто приходиться ориентировать не по тому, что под колёсами, а по тому, что над головой
Многие дороги настолько заросли травой и кустарником, что ориентироваться приходится по синей полоске неба между деревьями. Где нет больших деревьев – там была дорога.
Выходим на точку. Здесь определённо когда-то жили.
Железнодорожные «костыли», кусты смородины, остатки кроватей…
Оставляем на месте лагеря памятную табличку.
Вот ещё интересная находка, встретившаяся в нескольких лагерях:
Прямоугольная яма, обшитая деревом и заполненная водой:
Глубина почти с человеческий рост:
Возможно, бывшая землянка.
Табличка установлена, двигаем дальше – на «Биржу».
Езда по бывшей железке – забавный аттракцион
Рельсы давно вывезены на металл, но шпалы остались. Подзаросли, подзасыпаны, но пятой точкой прекрасно ощущаются. Таки едешь, как на квадратных колёсах
Пока не упрёшься в очередное поваленное дерево.
Прорубаемся и едем дальше. Вот эта поляна – бывший лаг.пункт.
Опять смородина, красный кирпич в земле.
А вот и кусок колючки. Пролежала в земле столько времени…
Здесь тоже ставим табличку.
Осматриваемся дальше.
Колодец:
Дверца от печки, выкопанная из земли:
Быстрый обед и двигаем дальше – пробуем снова зайти на 9-ый лагерь.
На подходе находим несколько артефактов:
Но навигатор говорит, что интересующая нас точка за рекой. Опять метров 500-600. Так, сяк попробовали перебраться – всё время оказываешься на островке, без возможности перебраться дальше. Высокая трава, трухлявые деревья и приближающийся вечер снова не дали нам пробраться к 9-му лаг.пункту.
По первоначальному плану хотели взять ещё 8-ой лагерь и через него выйти к знакомым по прошлому году местам, но впереди было неизвестно что с дорогой, а вечер уже неумолимо подступал. Завтра к 12 нужно было выйти к точке сбора. Было принято решение выходить обратно на лесовозную дорогу и ехать дальше на запад к посёлку Горчуха. На лесовозке встречались недавние следы, значит, к людям мы должны выехать без особых проблем.
Добрались до лесовозки, поставили ещё одну табличку.
Рассудили так – не важно, что именно в этом месте не было лагеря. Всё здесь – УнжЛАГ. Всё здесь связно с ним. А на лесовозной дороге люди хоть и не часто, но бывают. Пусть хотя бы эта табличка будет прочитана, ведь до самих лагерей, вряд ли кто-то доберётся.
Дорога до Горчухи прошла без особых приключений. После продирания по заросшим дорогам лесовозка казалась асфальтом. Песочек, редкая почти высохшая грязь, небольшие колеи, немного поваленных деревьев.
Мимоходом проехали заброшенную деревню Дуплянь.
Раньше, судя по всему, была довольно крупной. Песок, берег реки, сосны. Место очень приятное. Почему отсюда ушли люди – не известно.
По дороге в Горчуху созвонились с одной из групп. Оказалось, что они уже под Макарьевом – вышли раньше намеченного. У нас было два варианта – либо ночевать в районе Горчухи и утром искать дорогу к месту сбора (в Тимошино), либо попробовать сейчас рвануть к группе RideMan’а к паромной переправе. Тут мнения в группе разделились.
После небольших препирательств, всё-таки, было решено попробовать пробиться к людям с вечера. Ситуация осложнялась тем, что дороги, по которой мы собирались проехать, на наших картах не было
Она была только на словах местных. Вдалеке сверкали не слабые молнии, а часы показывали, что скоро уже завтра…
В общем, жгли мы по полной
Ночью, 40-50 км/ч по неизвестной песчаной лесной дороге с ухабами и поворотами. Пару раз блудились, разворачивались, возвращались. У двух машин не работали рации.
Но, мы сделали это
Ребята из группы RideMan’а были очень удивлены, когда среди ночи к ним в лагерь припёрлась наша пыльная компания
Дождь, кстати, до нас так и не добрался.
Зато добрался он до третьей группы, которая всё ещё оставалась неизвестно где. Мобильный не отвечает, СиБишка не достёт.
Утром следующего дня завтракаем и несёмся на условленное место встречи. На подъезде слышим в эфире знакомые голоса – ура! Группа AK-79 на связи! Ребята вышли на место встречи чётко к назначенному времени и не заставили нас волноваться
Как выяснилось позже, эта группа оказалась самой продуктивной. Ребята нашли кучу артефактов. Решётки, кровати, даже остатки карцера (!).
Вот несколько фотографий:
Вот кстати ещё одна бывшая землянка. Это уже фото не нашей группы:
Вот несколько фотографий группы RideMan’а. Ребятам досталось по самоые не балуй. Большую часть времени пришлось пилиться через поваленные деревья:
А иногда, лес нападал на джиперов
Один из участников привёз домой вот такой сувенир
Баста, карапузики, едем домой
Вместо заключения.Какие можно сделать выводы… По сравнению с первым разом, второй конечно, гораздо более продуктивный, но… Чем больше узнаешь об унжлаге, тем больше понимаешь, что ты видел лишь малую часть. Очень малую. Хочется доехать туда, куда не доехал, увидеть своими глазами то, что видел на фотографиях других групп.
По плану – третья экспедиция в УнжЛАГ!
BONUS:некоторые фотки есть в Panoramio с привязкой:
http://www.panoramio.com/user/4688366Все наши фотки здесь:
http://photofile.ru/users/ahpyxa/115801626/?mode=middleФотки группы RideMan'а здесь:
http://picasaweb.google.com/RideManFoto/201003#Фотки группы AK-79 здесь:
http://slbk.kmtn.ru/~ses/ung10/thumb.html