И ещё на эту тему:
Подготовка "боевого" внедорожника
В этой статье мы не будем говорить о том, как правильно отлифтовать свой джип, какую резину выбрать, какой тип подвески лучше, и какая лебедка мощнее. Поговорим о мелочах, раскроем маленькие, но очень важные секреты превращения лакированного, блестящего никелем и свежими бортами внедорожника в монстроподобного, агрессивного с виду и не очень-то похожего на оригинал покорителя бездорожья. Как создать из дорогой и тщательно лелеемой машины неприхотливый пепелац, который не боится ничего, спокойно валит подлесок увесистым ударом бампера, гордится вырезанными арками, обшарканными бортами, вызывает удивленные взгляды на улице и хищно засасывает воздух через хобот шнорхеля.
Заглянем под капот - и что же мы видим? Чудо российского или буржуазного моторостроения.
Допустим, у вас буржуйское авто. Это что? Неужели кондиционер? Ну вот, скажите мне на милость, зачем неприхотливому джиперу кондиционер? Тем более, все равно нужно делать люк для экстренного покидания утопающей машины (тьфу, тьфу, тьфу, конечно.) Итак, кондиционер, в нем самое главное для джипера - это компрессор, причем очень надежный, производительный и стационарный. Чуете, куда я клоню? Правильно, переделать кондишн в добротный автомобильный компрессор очень просто, но это тема для отдельного разговора. На Safari\Patrol и TLC 60\70\80 такой компрессор надувает 35" колесо с 0 до 2 атмосфер меньше, чем за 3 минуты на холостом ходу двигателя и может бортировать бескамерки. Плюс к этому: продувка радиатора и воздушного фильтра от пыли и пуха, надувание матрасов для ночлега и т.д., при наличии ресивера область применения вырастает вообще до невообразимых высот. Начиная от установки паровозной "дуделки" и кончая садовым опрыскивателем.
Шнорхель - ну, он и в Африке шнорхель, бюджетным исполнением будет шнорхель из пластиковых канализационных труб подходящего диаметра. Поскольку в наличии сейчас трубы только на 50мм и 100мм, то некоторые берут сотку, разрезают вдоль и заново сваривают, добиваясь нужного диаметра. Кроме того, даже если поломал свой модный шнорхель об ветки, пошел в магазин и купил за 100 руб. новую трубу. Кстати, попробуйте ради интереса её сломать, это не так-то просто.
Генератор есть генератор, основная его задача - работать. Без него много не наездишь, особенно с электрической лебедкой, люстрой на 500 свечей и бензиновым двигателем. С пятой стороны, обладатели дизелей с рядной конструкцией ТНВД и мех. лебедкой могут про него практически забыть, поскольку электроэнергии для работы двигателя и лебедки у них не требуется вообще, так, лампочки бы горели, но, на крайняк, можно и без них обойтись. Кстати, у таких счастливчиков есть огромный козырь при преодоленни бродов: подъехал к броду, обесточил эл. цепи в автомобиле от греха, переехал брод, включил электрику. Тем не менее девайс этот очень нужный, поэтому самостоятелно вносить в него изменения не стоит. Разве что поставить аналогичный, но помощнее.
Двигатель - перед поездкой не поленитесь проверить масло, доводы типа: "а он у меня масло не жрет" не принимаются, лучше проверте ещё раз, а заодно захватите с собой маслица. Помните, у джипера запас карман не тянет и в спину не колет. После бродов тоже полезно проверить, нет ли в масле эмульсии. Все остальное про двигатель вы и так знаете. Да, уровень охлаждающей жидкости проверить тоже обязательно, как и состояние радиатора - на бездорожье перегреть движок, как в лужу наступить.
Вентиляторы охлаждения - да, вещь незаменимая, но и очень опасная как для человека, так и для машины. Дело в том, что когда вы пересекаете глубокую лужу или реку, лопасти вентилятора встречаются с водой. Лопасти в воде изгибаются и если не вырезают в радиаторе большую дырку, то насмерть его калечат. Наиболее спокойно себя чувствуют владельцы импортных внедорожников класса "профи", у них привод вентилятора осуществляется через виско-муфту, в результате чего, попадая в воду, вентилятор останавливается, а как только сопротивление лопастям исчезает, снова начинает работать. Владельцам УАЗов, особенно старых, повезло меньше, им приходиться выходить из положения доступными средствами. Частичным решением проблемы является установка капронового вентилятора от "Волги" на место штатного из жести. Погнуть "волговский" крайне тяжело. Наиболее действеным способом является установка электрических вентиляторов и модернизация схемы их включения-выключения. Кроме автоматического включения вентилятора при достижении охлаждающей жидкости определенной температуры, добавляют тумблер принудительного включения и выключения вентилятора.
Придирчиво взглянем на автомобиль со стороны - ой, сколько красивых пластмассовых штучек на автомобиле.
Кенгурин - объяснять что это такое не нужно. Каким он должен быть? Однозначно крепким, чтобы выполнять свою основную функцию, удобным и функциональным. Очень полезны небольшие кнехты на его нижней, основной части. Вам будет очень удобно сматывать на них трос от лебедки в "походное" положение. Ну не наматывать же его на барабан всякий раз, а цеплять за сам кенгурин намного неудобнее, да и время теряется. Заглушки на конце прямой трубы,выполняюшей основу кенгурина, конечно добавляют аккуратности и шарма в машину, но абсолютно не функциональны. Ведь вместо них так славно встает язычок Хай-джека и не выскальзывает в любых условиях.
Расширители арок, всякие бирюльки, бампера красивенькие… они у вас до первой серьезной поездки в лес. Отломаются моментально и незаметно. Вывод очевиден - снять. Кстати, бампер на Крузак стоит неплохие деньги, можно продать, а вырученные деньги отложить в кубышку для покупки "грязевой" резины. Вы все равно погнете, поцарапаете, оторвете, сломаете этот бампер на бездорожье. Закажите у знакомого умельца бампера и кенгурин из швеллера или труб. Вот расширители арок можно оставить, сделать их быстросъемными, но это только если вы не можете жить без украшательств.
Подножки - усиливаем трубами подходящего сечения (или вообще делаем из труб, а родные продаем, деньги в кубышку) и привариваем к раме, заботясь, чтобы они несильно выступали за контуры боевого пепелаца. Заодно пытаемся сделать их нескользкими, а то, когда на сапогах по пуду грязи, держать равновесие и так тяжеловато. Теперь на этих подножках можно прыгать, стоя на них, откренивать машину, поднимать за них пепелац хай-джеком (кстати, если снизу приварить тонкие полоски металла через некоторое расстояние, он не будет ездить по подножке из стороны в сторону), стукаться ими о камни и кочки.
Внешний каркас безопасности - тут все просто, хотя и увеличивает вес машины, зато меньше будете мять бока и крышу. Кроме того, внешний каркас безопасности должен исполнять роль основы для экспедиционного багажника на крыше автомобиля. В-основном, он используется для многодневных поездок, когда нужно вести с собой большой запас топлива и вещей.
Фары головного света: фары - это фары, и все их болячки известны. У джипера головная боль - это вода, попадающая в них при преодолении водных преград. Герметизация дает противоположный эффект: фары запотевают, поэтому главной задачей становиться не "как защититься от попадания в фары воды", а "как быстро от неё избавиться". Для этой цели в нижней части отражателя сверлятся дырки. Теперь вода в фарах задерживаться не будет, нет воды - нет проблемы.
Люстра - дополнительные фары на крыше вашего автомобиля. Сначало стоит уяснить, нужны ли они вообще? Опыт показывает, что люстра жизненно необходима только для ночного преодоления глубоких бродов. Поскольку штатная оптика, попав в воду, тут же выйдет из строя от попадания на лампочки воды, включать её нельзя. Для этого и устанавливается люстра. Вторичные её функции - увеличить угол освещения при движении ночью по бездорожью. Для этого крайние фары слегка разворачивают в стороны. Способ крепления самих фар в идеале должен давать возможность изменить угол их поворота, чтобы можно было осветить участок и перпендикулярно машине, и позади неё. Сами же фары должны быть защищены от внешнего воздействия веток. Здесь простор для творчества очень общирен. Но основа все равно одна - чуть впереди и выше фар должна проходить дуга из трубы, на которую уже устанавливаются решеточки. Внимание: никогда не включайте люстру, двигаясь по оживленной трассе, вы просто-напросто слепите всех встречных водителей. Ну, представьте сами, вам светят в лицо фонариком как минимум на 440 Вт. (2х100Вт штатной оптики + 4х60Вт люстры). Перед тем как ставить люстру, проверьте, выдержит ли ваш генератор такую нагрузку. Как дополнительное решение будет замечательно сделать растяжки из стального тросика от верхних углов люстры до крайних верхних углов кенгурина. Кроме того, нужно заранее продумать систему натяжения растяжек. Эти растяжки не раз защитят ваше лобовое стекло от низко висящих веток.
Концевик глушителя отламывается и загибается на раз, когда сдаешь задним ходом поперек колеи или в горку. Одним из решений будет замена его на прорезиненный (дюритовый) негорючий шланг. Он обладает достаточной эластичностью, прочностью, и его можно прихватить хомутом намного выше, чем его железный аналог.
Переноска - самое замечательно изобретение человечества в области автомобилестроения. Казалось, что можно в ней улучшить: лампочка, патрон, капроновый козырек, длинный провод. Конструкция проста, как 5 копеек. Но пытливый джиперский ум подвергает простую вещь не менее простому тюнингу. Ну, для начала ставим на конец провода человеческую "вилку", а под капотом резетку (т.к. европейская пара вилка-резетка - с плоскими контактами). Штатная пара просто не живет долго, а прикручивать каждый раз проводки к аккумулятору долго, нудно и непрочно. Теперь возьмемся за капроновый козырек: если на нем укрепить обыкновенный магнит, то проблема с креплением отпадет раз и навсегда. Теперь переноску можно прилепить в любом месте в машине. Особенно удобно становится работать в моторном отсеке.
Заглядываем в салон - все чинно и благородно и, казалось бы, на своем месте, но:
Ковролин - да, обивка салона очень хороша, но резиновые коврики на пол в обязательном порядке, иначе на мойке с вас затребуют баснословные деньги за чистку салона. Кроме того, болотная жижа очень плохо пахнет, сушка салона после бродов обязательна. Некоторые прагматичные джиперы просто убирают ковролин с пола и настилают заменитель, а потом просто моют салон из шланга. Но это радикальный метод.
Багаж - его всегда просто очень много и на кочках он начинает жить своей жизнью. Чтобы не получить по голове чем-нибудь тяжелым или не высадить стекло невесть откуда выкатившейся банкой тушенки, стоит продумать крепления. Ящик с инструментами и запчастями однозначно не должен открываться самопроизвольно при любых ситуациях, он должен быть надежно закреплен. Ещё раз повторюсь - надежно!!! Бензопила должна иметь одно, раз и навсегда прописанное ей место, не говоря уж о топоре. Для наиболее часто используемых вещей (шаклы, монтировка, балонник, ключ 17х19, 13х14, 22х24, 10х11 и т.д.) стоит продумать отдельный, легко доступный ящичек, также намертво куда-нибудь привинченный. Легко доступна должна быть аптечка с расширенным списком медикаментов. Было бы замечательным, чтобы даже незнакомый с внутренним укладом вещей в вашем автомобиле человек сразу нашел её.
Реечный домкрат Hi-Jack (Hi-Lift) - ну его то точно нужно расположить так, чтоб было легко достать и положить, не перерывая весь багажник. И он уж точно не должен летать по салону. Можно просто замечательно закрепить его снаружи - походный вариант.
Одежда: запас сухой одежды - это святое. Идеальным вариантом является расположение её под крышей в салоне в специальной сетке. Она всегда будет сухая, теплая и легко доступная. Набор этой одежды простой - всего по 2 шт. Две куртки, двое штанов, 2 пары носков и т.д. Отдельного упоминания стоят резиновые сапоги, хороший вариант - "болотники", идеальный вариант - интегрированные с резиновыми сапогами резиновые штаны до подмышек из армейского набора ОЗК или ему подобные.
Ремни безопасности - если они исправны, пользуйтесь ими. Меньше шишек набьете, поскольку на пересеченной местности и вынужденном преодолении препятствий "с ходу" удержаться за что-то в машине очень сложно, а ведь ещё ей надо управлять. Ещё лучше подумать о специальных, т.н. раллийных или спортивных, ремнях с четырьмя и более точками крепления.
Штурманская лампочка, рация, GPS - нужные и очень полезные вещи. Лампочка не должна слепить пилота, не давать бликов от стекла, GPS и рация опять же не должны летать по салону на неровностях почвы и теряться в бардаке, который постоянно происходит в машине в поездке.
Вот ещё ссылка на статейку о бюджете доводки внедорожника:
http://www.dorogiurala.ru/?p=mcars&n=4(может кому интересной будет)