Речь - это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Николай Иванович Жинкин
советский лингвист и психолог
ЭКСПЕДИЦИЯ ИЛИ ТУРИЗМ? КАК ПРАВИЛЬНО?Прежде, чем вы начнёте читать эту статью, хочу сказать, что нет даже мыслей ставить к позорному столбу людей, добросовестно заблуждающихся относительно практики применения и вообще (якобы современного и якобы более правильного) понимания слова "экспедиция". Таких добросовестно заблуждающихся - большинство в сообществе автотуристов (включая внедорожный автотуризм). И к ним нижеизложенные мысли относятся косвенно. Отдельные соображения я выскажу в самом конце статьи. После титров. Знаю, что от некоторых навлеку на себя негатив, но уже давно хотел об этом сказать.
Написал я ниже находящийся текст в качестве комментария у друга на страничке в FB, но потом решил разместить у себя, как отдельную мысль.
Это был отклик на статью в DRIVE2 "Психология экспедиций и внедорожных путешествий" (тыц:
https://www.drive2.ru/b/2596156/ )
Вот этот текст моего отклика.В целом написано всё правильно, но не про экспедиции, а про коллективные частные турпоездки автолюбителей на расслабоне, это когда можно ещё до поездки покапризничать и включать своё хочу/не хочу и ехать куда угодно и с кем угодно (а в итоге едут всегда туда, куда ехать интересно – отпуск-то следующий аж через год). А там, где очень интересно - просто невозможно устать морально, а учитывая свободу действий и общий формат, то и физически. Приезжаешь домой после таких поездок и чувствуешь себя как после спортзала. А здоровье в подобных поездках подрывают в основном напитками, так как не на поиски урана едут.
Что же такое экспедиция?
Экспедиция - это когда тебе говорят куда ехать, с кем ехать и что там делать.
Экспедиция - это работа и за неё платят деньги. И если точка проведения работ стоит в центре какой-нибудь полной задницы, то неважно, каким составом ты поедешь в эту экспедицию и на чём (было дело и на верблюдах добирались), но в любом случае ты поедешь туда, куда сказали или куда нужно. Как-то трудно представить, что задача экспедиции, к примеру, в геологической разведке конкретного региона, а мы с моим напарником рванули в противоположную сторону к морю на золотые пески.
Автор статьи написал всё по делу, но - для турпоездок, которые проходят в личное время отпуска. К экспедициям это никакого отношения не имеет.
В экспедиции как? Если тебе дали в состав микробиолога или врача или еще кого-то, кого ты терпеть не можешь, то будешь с ним ездить и в этом году и в следующем и всем плевать, что вы друг друга не любите, потому что это работа, а не клуб друзей по интересам.
Экспедиция - это тяжелая и, часто, опасная работа в местах, где в большинстве случаев туристов не больше, чем местных краснокнижных эндемиков, а то, что описал автор – это, как я уже сказал выше, турпоездки на расслабоне и для удовольствия.
Экспедиция - это там, где тебе платят деньги, а турпоездки, описанные автором, - это выезд за город на природу за впечатлениями (хоть и на три недели и за -дцать километров), за которые участники не получают деньги, а уже наоборот платят свои кровные, заработанные за год в офисах.
Я не знаю, кто первым загородный отдых состоятельных офисных работников на джипах назвал экспедицией, но если раньше нам от этого было просто смешно, то теперь вызывает просто гомерический хохот, особенно, когда уже появились такие названия, как "экспедиция выходного дня".
Я считаю, что не стоит стесняться и называть вещи своими именами.
Никто вас не упрекнёт, если вы честно скажете, что поехали отдыхать в частную турпоездку на пару недель в Сибирь, позырить их местные красоты или в Монголию или на Северный Кавказ или Казахстан.
Ну что вы, в самом деле, "челюскинцы" вы мои дорогие?
Я же не буду называть себя банкиром, устроившись экономистом в отдел кредитования банка и тому подобное.
Нарушение силы в названиях таких вижу я.
Люди боятся, что им скажут – "Что за фигнёй ты занимаешься, что за детский сад? Тоже мне турист пионер!"
И, видимо, стесняясь такой характеристики себя и того, что они делают, люди начинают откровенно пускать пыль в глаза, отставив ножку вперёд и насупившись с серьёзным видом заявлять, что они едут в экспедицию и не меньше.
Во-первых, пусть те, кто обвиняет автотуристов в глупости и несерьёзности, попробуют свой зад оторвать от стула и сделать хотя бы 1% того, что вытворяете вы в своих турпоездках, а во-вторых, ни один серьёзный спортсмен-альпинист, к примеру, или мастер спорта по пешему туризму не назовёт своё мероприятие экспедицией. Они - профессионалы и не то что не стесняются своего дела, а напротив - гордятся им.
Так почему же есть люди, которые стесняются?
Лично я никогда не буду думать плохо про туристов, которые едут в турпоходы. Я им тихо завидую. Потому что сам в отпуске езжу в турпоездки на машине и по Азии в том числе и назыаю тогда свои приключения не иначе как частный автомобильный туризм. Но я могу плохо подумать, когда мы в рабочей поездке стоим где-то экспедиционным лагерем и мимо нас проезжают люди на джипах, уклеенных цветными стикерами как дорожные чемоданы и на наш вопрос "Кто вы и куда?" нам отвечают – "А мы тут экспедиция "Дорогами Монголии". (Подобных веселых названий масса…) Сразу думается – "Ах вот оно что, ну-ну, экспедиция, экспедируете значит, экспедиционеры. А мы тогда просто туристы при академии наук."
Важное послесловие.Было несколько комментариев к этой статье у меня в FB, на которые я дал ответы и решил прикрепить в качестве послесловия (важного дополнения) тут.
Итак.
1.Первый ответ на общее смятение и немой вопрос –
"Но ведь так же называют!".
На самом деле называть автомобильные турпоездки экспедициями стали, относительно возраста всего автомобильного туризма, совсем недавно. Помню, что когда услышал первый раз, то был крайне удивлён. И сказано это было человеком полушёпотом и стыдливо. С годами такое наименование стало звучать чаще, смелее и борзее, но всё равно позорно, если вскрывалась правда. Это как если кто-то сказал бы: "Я кандидат биологических наук!" А на самом деле за плечами с трудом законченные 10 классов и даже института нет. Или если кто-то сказал: "Я служил в горячих точках и ползал под пулями в окопах!" А на проверку и в армии не служил. И тому подобное.2.Вопрос:
"Может ли экспедиция иметь более широкий круг задач кроме понимаемых в русском языке, к примеру, просветительскую? А как называть стройную колонну машин с флагами?" И т.п. вопросы.
Ответ:
"Список целей исчерпывающий. Никакого расширения и быть не может. Если экспедиция, то целей всего три (или их комбинации, но только их): военная, научно-исследовательская или спасательная. Всё. Просветительских экспедиций не бывает. Это уже миссионерство. Если стройной колонной и с флагами - это демонстрация чего-либо (к примеру, единства участников клуба), если официально на скорость и за звание, - то это спортивный туризм, если неспешно для "позырить" и потом рассказать другим, то это - познавательный туризм, если упор на фотографию, то это - фототуризм и так далее. Сейчас форм туризма масса."3.Мнение:
"Называть турпоездки экспедицией можно – это прогрессивное развитие языка!"Ответ:
"Нет, это не прогрессивное развитие языка, это безграмотность (незнание русского языка).
Никто не будет прикрывать, кроме самого автора, какую-нибудь откровенно идиотскую мазню на холсте или пошлую инсталляцию в публичном месте фразой, что это прогрессивное развитие изобразительного искусства. Почему же нужно маскировать очевидную безграмотность в форме незнания лексики родного языка его прогрессивным развитием? В комментарии выше в шутку предложили табуировать слово "экспедиция" (разрешить использовать только людям, которые на самом деле находятся в экспедиции). Я предлагаю ничего не менять и просто следовать правилам русского языка, это проще и ничего не нужно "табуировать". Я говорю об ошибочном употреблении слова "экспедиция" из-за непонимания его значения. Экспедиция бывает или спасательной или научно-исследовательской или военной и осуществлять её может кто угодно, хоть гражданские, хоть военные, но никогда турпоездка за свои деньги и ради своего удовольствия не будет экспедицией (вы хоть на самолёте летите, хоть на поезде, хоть на своей машине, хоть пешком в этот Казахстан, Турцию, Монголию, Германию, Кольский полуостров, Японию и так далее)."4.Мнение:
"Никаких правил и требований русского языка нет!"Ответ:
"Откройте любой другой словарь, если вам не нравится Даль. Есть не только правила, но и целая наука (лексикология). Лексику языка очень важно знать, а то нас перестанут понимать (слова одни, а понимают их все по-разному - это ужасная ситуация). Не стоит путать транспортную экспедицию и экспедитора почты или магазина или какого-нибудь другого предприятия с научно-исследовательской, военной или спасательной экспедицией и её участниками."5.Мнение:
"…слово экспедиция, на мой взгляд, вполне уместно по отношению к колонне машин, которая выехала в Монголию с целью посмотреть, насладиться и вкусить. У этих людей пусть и не столь архиважные и "человекоспасенческие" цели, но тоже вполне себе интересные отчеты получаются."Ответ:
"Я понимаю желание людей придать серьёзности своей автомобильной турпоездке таким обманом.
Но это очень нескромно, если человек понимает значение слова "экспедиция" и всё равно именно так называет своё мероприятие (которое таковым не является) и очень глупо, если выясняется, что не понимает даже значения слова "экспедиция" и о какой тогда научности вообще может идти речь, если ему нужно начинать с чтения толкового словаря. Никаких научных задач эта типа "экспедиция" не решает и никаких изысканий не проводит. Но при этом, эта, на самом деле, автомобильная туристическая поездка может быть очень опасной в силу экстремальности маршрута по сравнению с рядовой экспедицией. Вполне.
А все эти "отчёты" о том, как они классно отдохнули - это не "отчёты" по "экспедиции", а рассказ об активном отдыхе на природе. Я могу как-нибудь показать, как выглядит отчёт по экспедиции. Это несколько сотен страниц машинописного текста с графиками, формулами, специальной терминологией, фототаблицами и прочим ворохом всякой непотребности в понимании нормальных людей. Человека вырубает в глубокий сон после первых пяти предложений.
И, тем не менее, к примеру, моя поездка по Ирану (два месяца и более 20 000 км) - это автомобильная туристическая поездка, а 300 км на общественном транспорте на восток от города в котором я живу и неделя пешей беготни с рюкзаком там по лесам - это была научная экспедиция."Пример всё-таки нужно привести, чтобы увидеть ту пропасть, которая разделяет обычную экспедицию от автомобильной туристической поездки.
Другими словами - автотуризм отличается от экспедиции ровно настолько, насколько рассказ о туристической поездке отличается от вот этого "рассказа" (маленький отрывок) по результатам рядовой экспедиции на Мангышлак (июль-август 2015 год):
"Извлечённый материал. Одно ядро и два обломка.
Описание. Раковина крупная (до 80 мм), умеренно эволютная, образована довольно объемлющими оборотами. Выпуклые боковые стороны плавно соединяются с округлой широкой вентральной стороной. Переход в стенки пупка более крутой и быстрый. Пупок умеренно широкий, глубокий, ступенчатый с округленно-отвесными стенками. Поперечное сечение округленное на средних оборотах (Т/В = 1,0), в конечной стадии происходит умеренное эксцентрическое разворачивание пупка, что влечет уменьшение высоты оборота и сечение становится более толстым, чем высоким (Т/В = 1,1).
Скульптура. Поверхность раковины покрыта многочисленными ребрами двух порядков. Внутренние ребра начинаются на стенке пупка, образуют в нижней части боков небольшую дугу назад. Внутренние ребра высокие приостренные, широко расставлены, межреберные промежутки в два раза превышают ширину ребер. В 2/5 высоты оборота каждое внутреннее ребро расщепляется на 3-4 внешних тонких ребра. Кроме того, между пучками внешних ребер имеются 2-3 вставленных ребра. Внешние ребра пересекают вентральную сторону, не прерываясь и не уменьшаясь в размерах.
Сравнение и замечания. От типа подрода Kepplerites (Kepplerites) keppleri (Oppel) [табл.I, фиг. 1; табл. II, фиг. 1] отличается более тонкой ребристостью и большим коэффициентом ветвления ребер. У описываемого вида коэффициент ветвления ребер достигает 6-7, а у К. (К.) keppleri составляет в среднем 4. К тому же K.curtilobus имеет несколько более широкий пупок. Мангышлакский экземпляр вздутой формой поперечного сечения несколько отличается от голотипа вида [табл. IV, фиг. 1, 2], по этому признаку он сближается с типом вида Kepplerites (Kepplerites) galilacii (Buckman) [табл. IV, фиг. 1-3], но их четко разграничивают многочисленные и тонкие ребра мангышлакского аммонита. Бла, бла, бла, бла…
Распространение. Нижний келловей, зона Proplanulites koenigi Англии, Франции, России, Грузии.
Местонахождение. Мангышлак, г.Сары-Дирмень, слой З."6.Вопрос:
Можно ли называть автомобиль для сложных турпоездок "экспедиционник"? Обозначая тем самым, что это полноприводный автомобиль повышенной проходимости, позволяющий перевезти большое количество груза, временами используемый как временное жилище.Ответ:
А почему нет? Называйте своих механических красавиц и красавцев как хотите. Давайте им имена. К примеру я свой автомобиль TLC 78 любовно называю "Тотошкой".
Хотите называть свою машину "автомобиль-экспедиционник" (т.е. обозначая (уточняя) его верхний предел возможностей). К примеру в контексте — "Я поехал в долгое и увлекательное путешествие по Монголии на своём экспедиционнике Ниссан Патрол". Хм… Так-то вообще никаких нареканий. Если кто-то купит для этого БТР, то можно смело сказать, что он "выгнал из гаража свой военный вездеход и направился на нём по непроходимым болотам (чего-нибудь там)". Но статья не об этом. И кстати, дело в том, что экспедиция - это не всегда непроходимые места. Поэтому в экспедициях у нас нет автомобилей -"экспедиционников". Есть просто автомобили (без всяких "обвесов" и прочих хитростей, как у автотуристов). Т.е., если поставить две машины рядом (машину из экспедиции и машину автотуриста), то любой человек, который работает в экспедиции, чётко скажет, что вот эта (которая голая, как есть, с завода) — это машина экспедиции, а вот этот дорожный чемодан увешанный железом — это автотурист. Любой, кто хоть раз был на самом деле в настоящей экспедиции, меня сейчас понял просто с пол-оборота.
Лично для меня "автомобиль-экспедиционник", звучит также, как "тур-мобиль". Я бы не стал добавлять ко всем вещам, которые беру с собой в путешествие, слово "туристические" или, если еду работать в поля, то "экспедиционные" (так как и туда и туда беру одни и те же). Мало того! Масса вещей, пригодных в экспедиции, не выдержат туристических нагрузок или турист не выдержит их при эксплуатации в туристическом режиме. Мы сами, кстати, очень редко употребляем слово "экспедиция" (только в заявках на оплату командировок и потом в отчёте о проделанной работе, и то один раз). Даже в статьях не пишем ни слова о поездке, потому что то, как мы ехали и добирались до места работ никому не интересно. Все ждут информацию о результатах работы. Между собой и домашними говорим, что едем в "пампасы" или в поля или еще как-то.------------------------
Анекдот в заключение:
- Ты кто по профессии?
- Я супервайзер логистического терминала.
- Грузчик что ли?
- Да.
------------------------
Гордитесь по праву тем, что делаете, не обманывайте и не вводите в заблуждение хотя бы детей, пока еще не понимающих истинной сути ваших поездок на природу. Они вырастут и поймут, что их обманывали. Им будет обидно, а обманщикам - стыдно.
С глубоким уважением ко всем специалистам, учёным и военным, честно выполняющим свою нелёгкую работу в экспедициях,
а также ко всем туристам и путешественникам, открывающим нам прекрасное и удивительное нашей страны и планеты
Владимир Белоусов
19.12.2015P.S. Мелким шрифтом то, о чём я обещал сказать в самом начале этой статьи.
Первый человек, который назвал свою автомобильную туристическую поездку "экспедицией" был:
1.Или безграмотным и, считая слово "экспедиция" красивым синонимом туризма, вставил его в название своей поездки.
2.Или человеком слабым с большим комплексом неполноценности и, прекрасно зная значение слово "экспедиция", вставил его намеренно, чтобы вознестись за счёт такой дешёвой и пошлой лжи над другими, которые продолжали честно именовать себя автотуристами (таких продолжающих и сейчас очень много).
Со временем появилась категория людей (из числа вновь прибывающих в это молодое общественное движение), которая видела, что так называют эти поездки уже многие и, не вдаваясь в подробности, пожав в недоумении плечами, принимали правила игры, думая – "А что здорово, прикольно и красиво. Ну, раз так принято, то так и будем говорить и называть".
И тут большое НО.
Кто кому диктует правила? Еда человеку или человек еде? Учитель русского языка ученикам или ученики учителю?
Не так давно родившееся джиперское движение чрезвычайно мало и молодо по сравнению с автотуристическим и, тем более, туристическим, а туристическое сообщество, в свою очередь, чрезвычайно мало по сравнению с огромной армией людей от науки, спасателей и военных, осуществляющих свою деятельность не в турпоходах, а в экспедициях.
В какой-то период развития джиперского движения (когда корифеям стало уже скучно и они отошли от дел) появились люди ловкие и шустрые, решившие себя как-то отделить от туристов и при этом не в ущерб себе. По какой-то причине эти люди посчитали, что туристы занимаются фигнёй, а автотуристы делом важным, страшным, героическим и очень полезным. И отжались за счёт учёных, военных и спасателей, назвав свои по сути автотуристические поездки "экспедициями". Получайте, туристы! Что там ваш Эверест или К2 с самой сложной категорией! Ерундой вы занимаетесь. А вот мы! При этом опустим тот факт, что некоторые джиперы не тянут даже на звание кандидата в туристы.
Не все люди повелись, но повелись.
К своему стыду и я пару раз грешил этим (много лет назад, правда, пока не разобрался), считая, что так принято, пока не понял, что нифига ничего не принято и к своему ужасу увидел, что это обычная позорная дешёвая ложь, пока сходящая по какой-то причине с рук.
Этой статьёй я не ставлю к позорному столбу людей, добросовестно заблуждающихся и даже некоторых стариков в этом деле, которые поддались общей тенденции.
Для кого-то эта статья в оправдание себя может послужить поводом для петиции в Правительство Российской Федерации и Институт русского языка Российской Академии Наук с просьбой изменить значение слова "экспедиция" на такое, чтобы можно было так называть и автомобильные турпоездки. Если это случится, то буду с интересом следить за решением специальной комиссии. А вдруг!