На одну из своих самых первых покатушек со мной поехало 4(!) человека ) наивный, я думал, что если и будет какая либо засада, то мы просто на руках вынесем автомобиль из грязи и пронесем на руках к пъедесталу…
Не надо быть Вангой, что бы предсказать результат:
машина сидит в болоте, а 5 дятлов ходят вокруг нее как подростки вокруг секс-шопа.
Одно из первых соревнований:
Сразу скажу что опытные пилот со штурманом вытащат машину в раз в 10 быстрее чем 5 новчиков почесывающих жопу, поэтому никакого смысла в количестве народа в экипаже нет.
Позже я сократил число туристов в своей машине, а еще позже вообще отказался от туристов, ибо турист существо ленивое, не совсем понимающее когда надо выходить из машины, а лишний вес на офроуде так же критичен, как лишний вес у балерины в день премьеры.
Если все же идея быть штурманом вас не покидает, то я составлю небольшой факт тех навыков, которые у вас должны быть, дабы любой пилот начал драться за вас когда вы скажите, что не прочь прокатиться: (да да я в курсе уже что вы можете копать и можете не копать)
1. Навигация и ориентирование:
Озик, Генштаб, Sasplanet ggg/mm/ss, ssss ggg/mm, mmm gg, gggggg.
Все это, для вас не должно быть непонятным набором букв, вы должны уметь юзать разные карты, понимать форматы координат. т.к. иногда старые Генштабовские карты не совпадают, с рельефом местности и юзаються спутниковые снимки иногда наборот. Кроме того, вы должны понимать обозначения на карте дабы не провести пилота короткой дорогой через болота или пожарные рвы, если вы хорошо ориентируетесь и умеете строить маршрут это 50% успеха, а не супер злые колеса и высокий клиренс.
Подготовка карт под покатушку, выбивание нужного квадрата из оргов тоже ваша задача, равно как и заливка координат в лагере.
Еще не передумали? Тогда идём дальше
2. Понимание почвы:
Штурман, не меньше пилота, должен понимать, на что способна машина, где она может проехать, а где не может. Все засадные места проходятся пешком, все щупается ногами, а иногда и руками, все броды промеряются (и не палочкой с берега), штурман размечает траекторию проезда сложных мест для пилота, подъезды к точкам.
3. Штурман должен бегать:
А бегать штурман должен много, если штурман мало бегает – он много капает — это закон. В среднем за гонку пару кг штурман теряет. Штурман должен быть физически вынослив, ИМЕННО ВЫНОСЛИВ, а не силен. Бегает штурман в телепузах, иногда проваливаясь по яйца в грязь, иногда с джеком на перевес иногда устраивая паркур через поваленные деревья, попутно объясняя пилоту в рацию как ехать.
Иногда нужно вытащить вогнанные на метр в дерьмо сандтраки, которые в облепленном виде втрое тяжелее своего первоначального веса, или вытащить из болота джек, а потом еще найти площадку под него (да да ручками-ручками) я уже молчу про банальное толкание машины. Гонка длиться от 4 часов (если вы реально круты) до 24 если вы нереально круты, вообщем подумайте на сколько вам это нужно.
4. Навык работы со шмурдяком и техника безопасности:
Разбортировавшиеся колеса, работа с хай джеком и ледебкой, это все обычные явления в течении гонки. Вообщем надо быть осторожным, дабы не поджечь себя во время бортировки или не получить под челюсть стариной джеком. Даже мой уже видавший виды штурман на последней гонке не дажал джек и чуть не остался без пальца. Если вы рукасты и у вас есть мелкий навык слесарного ремонта авто это вам тоже большой плюс.
5.Штурман должен уметь читать:
Нет, нет у вас не зрительные галлюцинации. Штурман должен читать регламент, от корки до корки, у разных клубов разные правила взятия точек и прохождения трассы, будет обидно, когда вы все в мыле прилетите на финиш, а потом вот из за такой мелкой хрени вам не засчитают половину точек. Правильный штурман внимательно слушает брифинг и задалбывает оргов вопросами.
6.Штурман должен хорошо понимать структуру работы лагеря:
Дабы не продолбать брифинг и техкомиссию, финишный створ и.т.д.
7. У штурмана должен быть крепкий вестибулярный аппарат:
На перегонах между спецучастками стиль вождения напоминает раллийный, штурман при этом смотрит не на дорогу, а в карту и подсказывает пилоту.
Все выше написанное не означает, что пилот сидит в машине и ковыряеться в носу. Пилот не должен делать лишних тело движений, но если вы уже сели или разбортировались или сломались, пилот бегает роет крутит гайки тягает сандтраки из говна на ровне со штурманом.
Решающее слово по навигации и маршруту за штурманом, вы безусловно можете предложить свою траекторию и очень может быть, что штурман согласится, но если вы постоянно спорите на эту тему то это не есть гуд.
8. Ваш любимый пункт:
Штурман должен уметь копать, главное помните что копание это следствие вашей же ошибки
Кроме всего прочего штурман тянет и финансовую лямку экипажа, а это жратва, взнос,
мойка и ремонт
Вот мой штурман как всегда не спит в ночь перед гонкой изучает ареал, пока я пьяный в слюни рассказываю в лагере байки.
Ну да вы правы, я описал отрицательные моменты, не сказав о положительных, но положительные вы знаете и без меня, это все очень весело, адреналин и бла бла бла. иногда у нас бывают гонки на которых мы даже не достаем хайджек и откатав быстренько, весело жарим в лагере шашлык травя байки, а иногда бывает и рубилово длинной чуть ли не сутки, это тоже надо учитывать.
— « Да лано, надоел ты своим занудством, не отговорил все равно хочу кататься !»
Тада приезжайте на любые покатушки с нами, новым людям мы всегда рады, мы такими стали не сразу, а постепенно набираясь опыта, в лагере 100% будут новички, а так же те кто катаются просто по фану вот они то вас и возьмут покататься.
Ну и в завершении рассказа наш третий участник экипажа, о котором нельзя не сказать так как она очень здорово помогает нам. Ага значит можно напроситься третьим? — врятли, весит она всего 50-60 килограмм ))
Да третий человек нам экономит массу времени, на точках пилоту не надо выходить из за руля для фотофиксации. Иногда на уклонах на которых ручник не может удержать машину это очень важно. Кроме того она отвечает за провизию для экипажа и мы не остаемся голодными, помимо фотофиксации, она фотографирует то, что происходит в течении гонки. Она очень зоркая и хорошо ориентируется, до половины точек если они как то запрятаны находит она. Она дарит нам хорошее настроение в течении всей гонки. Когда машина усажена совсем уж жестко, мы сажаем ее за руль ( да она тоже отлично водит)
Она конечно порывается и покопать и потолкать, но я резко против, если уж мне и захочется каких то извращений с моей женщиной, то пусть они лучше будут сексуальными...
Повзаимствованно с сайта драйв2.ру