Хочешь об этом поговорить?
О влиянии полноприводных нагрузок на человеческую психику
Текст: Павел Разин
Фото: Руслан Гончар
Сколько раз мне приходилось слышать от джипера, смотрящего на непролазную лесную дорогу: «Зачем нам туда надо?». А стоит ли вообще пытаться ответить на этот вопрос? Может быть, все дело в наличии кайфа? Или напротив, «грязелазанье» имеет в своей основе рациональные мотивы? В последнем случае джиперство можно воспринимать как лабораторию по исследованию разрушающих нагрузок на технику. Можно, но тема нашей беседы звучит несколько иначе. Сегодня мы с вами поговорим о влиянии разрушающих полноприводных нагрузок на человеческую психику...
Некоторым хочется проломиться дальше других. А почему, собственно? Ведь не инстинкт же толкает их на этот неразумный с обывательской точки зрения поступок? Похоже, что данный вопрос потому и сложен, что затрагивает какие-то глубинные проблемы индивидуумов, «утративших правый путь во тьме долины». Впрочем, может, не стоит так драматизировать? Кто-то, несомненно, утратил, а кто-то самым банальным образом отправился на поиски объездной дороги. Так что же выходит? Побудительные причины у подавляющего большинства джиперов разные, но есть и нечто общее. Попробуем разобраться? Ну хотя бы для того чтобы понять, чем джиперы отличаются от тех же... хакеров.
Психологическая справка
Кайфовать, ощущать адреналин и пр. – все это эмоции удовольствия. А удовольствие, как известно, ценно уже само по себе. По данным психологов, предполагаемые положительные эмоции вполне могут служить серьезным мотивом поступков. И, похоже, именно они мобилизуют энергию любителя внедорожных приключений на постройку авто, на «воспитание» штурмана и т.д., причем имейте в виду, что мероприятия эти тяжкие, не всегда приятные и зачастую превращающиеся в бесконечно длинный и утомительный путь ради весьма странной цели. Конечно, мне бы не хотелось огульно диагностировать у этих приятных людей психиатрические отклонения вроде «синдрома патологических увлечений» (к нему, например, можно отнести коллекционирование экскрементов животных и птиц), но остается главный вопрос: «Откуда эти эмоции?». Нет, правда – почему нам нравится секс, более или менее понятно (инстинкт продолжения рода), но что привлекательного в езде по грязи и снегу? Все это и впрямь довольно странно. А между тем приходится признать: не все балдеют от этих субстанций, но находятся и такие, что просто жить без них не могут. И это несмотря на то, что совсем недавно они не испытывали ничего подобного (этот факт опровергает «психологическое» объяснение о наличии подобного пристрастия с детства).
Историко-биографическая справка
Заметили, что средний возраст джипера – слегка за тридцать. В сущности, половина жизни уже прожита. А кстати, чем он занимался в той, первой, половине? Да кто чем! Некоторые даже в офисе работали (и работают). Сидели в белых рубашках, компьютерную мышь двумя руками двигали и вдруг... хай-джек! Вот оно, типичное объяснение джиперского зигзага биографии: «Всегда хотел, просто не было возможности купить УАЗ, не продавался он раньше, не говоря о «крузерах» или «патрулях»...». Все правильно, только совершенно неверно! Это сегодня «расколбас», а еще в начале 90-х извечная российская колея воспринималась исключительно как еще одно мучительное неудобство российской действительности. Что-то я не слыхал тогда ни о каких джиперах... Байкеры были, рокеры были, панки и гопники тоже были, а джиперов не было...
Иностранцы, приехавшее в Россию на «Camel Trophy» в 1990 году, казались нам выжившими из ума бездельниками. Да и при взгляде изнутри (мне довелось дойти до заключительной фазы отбора, когда из двух десятков тысяч претендентов осталось всего пятнадцать) все это мероприятие больше походило на шоу иностранного цирка с клоунами, забавным оборудованием вроде манки-бриджа, портативной бензопилы, полиспастов, и невиданными в наших краях машинами (желтыми Land Rover Discovery со шноркелями и лебедками). Но больше всего было непонятно – зачем все это? Другими словами, отсутствовала массовая потребность. А возможность-то имелась! К концу 80-х по стране ездили сотни тысяч внедорожников «Нива». Вот только клубов «нивоводов» ни в 70-х, ни в 80-х в СССР не было. А ведь за неимением гербовой бумаги обычно пишут на простой. Если, конечно, есть что написать... Значит, что-то произошло именно в 90-х, причем случилось это не на уровне отдельных личностей.
Социологическая справка
Впрочем, что произошло, мы более или менее знаем: плохие или хорошие (неважно), но вполне ясные правила поведения буквально во всех аспектах жизни исчезли... И многим стало не совсем понятно, а иногда и совсем непонятно, как жить дальше. В социологии такая ситуация описывается термином «аномия», то есть неспособность общества ясно прописать для своих членов, что такое хорошо и что такое плохо. И вот уже удачно вписавшиеся в современные социальные структуры люди, жизненный путь которых достаточно успешен (во всяком случае, материально), оказались в тревожащей ситуации неопределенности и сомнения в правильности собственной жизни. То есть язык описания себя и своего пути в обществе оказался неполон, его стало не хватать для самоидентификации. Отсюда и разного рода способы преодоления порожденного аномией дискомфорта, в том числе радикальные, вроде ухода в монастырь, противозаконного поведения или самоубийства... Подобное поведение со всей очевидностью перестраивает весь жизненный путь личности, выбрасывая ее в маргинальные слои общества.
Джиперское движение, на мой взгляд, связано не с «уходом», а, напротив, с поиском чего-то дополнительного к основной жизни! Чего-то жизненно важного, но при этом не исключающего, может быть, не вполне ясных по перспективе и морально небезупречных, но активно проживаемых социальных форм (зачастую приносящих удовлетворение и доход). Нет, джипер – не маргинал, не хиппи, не панк. Общество ему не чуждо. Просто мало его широкой душе простора в нем...
И вот тут (в середине 90-х) на сцену во сей своей красе и многообразии сценариев выезжает Его величество УАЗ. Ведь ульяновский внедорожник – это не просто машина, а один из главных смыслообразующих элементов джиперства – особой, как говорят социологи, субкультуры общества.
Досуг, хобби, субкультура
Преуспевающие люди зачастую нечутки к социальным тонкостям. Их вписанность в социальную структуру достаточно жестка и не допускает никаких вариаций. Но именно на них в первую очередь рассчитано все безумное разнообразие современных форм досуга, от картинга до горных лыж. Речь идет о достаточно дорогих (были бы дешевые – не было бы возможности продемонстрировать благосостояние), захватывающих и интересных хобби, отвлекающих от повседневности и подкрепляющих уверенность в успешности «основной» жизни. Джиперство, кстати, тоже не исключает понятия хобби (прокатились, пожарили сосисок на костре и разбежались), но все это можно рассматривать исключительно как этап, на котором редко кто останавливается. В общем, если ты «приехал в лес», то все, коготок увяз...
Отличить досуговые формы от субкультурных очень просто: первые не порождают устойчивых сообществ, способных предоставить то, чего не находится «в долине» или «в городе» (что, в свою очередь, как раз и является характерной особенностью большинства субкультурных сообществ, от хиппи до альпинистов). А ведь именно ощущение правильности происходящего вокруг (что давно утрачено в других местах) и описывается такими категориями, как простота общения, легкость знакомства, человеческая близость, дружба, бескорыстная взаимопомощь, равенство и практически полное отсутствие социальных барьеров. Тусовки вроде джиперской именно тем и притягательны, что они генерируют то, чего невозможно купить. Участие в них – это своего рода протест против принципа «все продается и все покупается». Да, у многих из нас очевидна потребность в альтернативных формах жизни, причем ценности там не то чтобы «настоящие» или «подлинные», они просто другие в своей главной сути. Доступные не всем, они тем самым становятся элитарными. Именно для этого люди идут в горы и лезут в грязь. В любом случае цель одна – выйти в пространство, доступное не каждому, и тем самым прописать собственное я, причем сделать это нетривиальным языком, добавив к собственным характеристикам несколько ярких мазков и знаков. В этом случае очень важно, чтобы выбранная тусовка и связанные с нею практики действительно «удовлетворяли».
И все же, почему среди множества вариантов некоторые выбирают для себя дорогу, колею и грязь? Да просто на взгляд таких людей, именно эти «инструменты» наилучшим образом помогают осуществить описанные потребности и тем самым достигнуть наибольшего удовольствия и радости. Спросите, почему?
Джиперы и покатушки
Дорога – древнейший и серьезнейший символ для очень многих субкультур. Вспомните фольклор: герои всегда куда-то идут, едут, скачут... Альпинисты, хиппи, следопыты, хакеры, байкеры, джиперы и пр. и пр. – все в дороге и все преодолевают препятствия (последние и служат их различительными признаками). Ну а если дорога лесная, заболоченная или отсутствующая совсем, а вы видите, как по «этому» медленно передвигается нечто на колесах, знайте: внутри «самоходного аппарата» находится не хиппи, не альпинист и даже не хакер. Внутри джипер! И больше всего он любит свободу, которой не сыщешь в городе, и возможность уехать от этого самого города как можно дальше.
Грязь, колея, лес – это естественные социальные барьеры, пропускающие умелых борцов с бездорожьем в свободные пространства. И чем лучше «заточен» автомобиль соискателя, тем больше свободы он сможет вдохнуть в конечном итоге!
Если ты уже в тусовке, ты понимаешь или чувствуешь, зачем лезешь в грязь (когда джиперы друг другу задают этот вопрос, это лишь самоирония и взгляд на себя как бы глазами себя непосвященного). Извне понять это даже чисто теоретически невозможно. Тут налицо проблема, известная в философии как «герменевтический круг»: смысл джиперства можно понять только через его составляющие (дорога, колея, грязь, лес, автомобиль, лебедка и пр.), а разобраться, что значат эти слова (вопрошающему ясно, что употреблены они в каком-то другом, малопонятном значении), можно только через понимание джиперской субкультуры. Отсюда, очень не прост самый первый приезд на покатушки. Человек ничего не понимает. Неизвестность страшит. У него появляются давно забытые ощущения ребенка, познающего неведомый (возможно, и враждебный) мир. Но он чувствует, что в этом новом мире можно легко потерять не только самого себя, но и машину...
Покатушки – это способ «впрыгнуть в круг», а колея, грязь и болото – средства приобщения к новому сообществу. Скажу больше, это и испытание, и механизм посвящения в джиперскую тусовку. Застрял? Не беда (подразумевается, что без этого нельзя)! Всегда найдутся «бывалые». Они научат, как вытянуть машину из «засады», а на самом деле продемонстрируют новичкам коммуникативные практики взаимодействия, базовые модели отношений, определяющие данное сообщество, задающее его границы, отличающиеся от других сообществ.
Покатушки – это еще одна жизнь, в которой каждый решает проблемы, порожденные так называемой основной жизнью. И делает он это путем вольного экспериментирования нетривиальным образом и в нетривиальной обстановке, используя набор мистических инструментов – шаклов, лебедок, «отмороженных придурков», помощи, водки, природы, первобытных трудностей и, конечно же, грязи! Последняя всегда неожиданна и загадочна... Когда идешь по ней «ходом», колбасит так, что аттракционы отдыхают. А в конце этого «хода» – «засада» и недоумение: как же так, ведь почти долетели, а тут опять трос, лебедка, лопата... Но зато когда выбрались и покатили до следующей «засады» – снова кайф (это сродни тому, как выезжаешь из сервиса на «выздоровевшем» любимце). В любом случае происходит изменение состояния бытия к лучшему. Омоложение, выздоровление, рывок, проход через испытание. Я уже не говорю о наслаждении, связанном с почти физиологическими ощущениями вязкости, упругости и плотоядного чавканья Super Swamper, мягко надрезающего боковыми грунтозацепами податливую колею. А мимолетное ощущение пойманной твердости через полуметровый слой сплошной жижи, а чувство внезапного перехода (при рывке 15-тонного троса) из состояния полной безнадеги к полету (большее ощущение жизни может добавить лишь осознание того, что один из мостов все-таки остался в «засаде»)!
P. S. Ну что ж... Чем хуже, тем лучше! Недаром этот девиз висит на одном из клубных сайтов. В любом случае радости продолжаются, они лишь переходят (как сказал бы человек, разбирающийся в психологии) в другую модальность... Главное – оставаться в пространстве свободы.
Copyright © OFF-ROAD DRIVE, 2006